Киото по праву считается олицетворением японской культуры. Это древняя столица Японии, ныне административный центр префектуры. В Киото древние памятники «перемешаны» с современными сооружениями. Этот крупный город сохранил притягательную атмосферу затаившейся старины. На этой земле сохранились до наших дней около 1600 буддийских и 600 синтоистских храмов. Киото с древнейших времен являлся культурным центром страны, не утратил он этой роли и сейчас.
Первоначально Киото именовалось Хэйанкио, что в переводе означает — столица мира и спокойствия. В 793 году здесь начали возводить новый город, за образец которого взяли китайскую столицу Чанъань династии Тан. При строительстве придерживались строгого регулярного планирования (и сегодня улицы в Киото перекрещиваются под прямым углом), что совершенно не характерно для японского градостроительства. Город постепенно расширялся и застраивался дворцами, храмами, монастырями, туда стекался ремесленный люд. Предприимчивые торговцы открывали там свои лавки и меняльные конторы.
Будучи столицей страны и местом пребывания японского императора и придворной аристократии, город стал средоточием талантов: известнейшие художники, поэты, писатели, люди других творческих профессий стремились поселиться здесь. С XIII в. город стал и религиозным центром: различные буддийские школы имели свои главные храмы в Киото или в непосредственной близости от города.
Более 1000 лет Киото был столицей Японии. В истории города были и тяжелые времена: на какое-то время им завладели воинствующие орды монахов, потом он стал жертвой войска сёгуна и нескончаемых междоусобных распрей различных княжеских кланов.
Современный Киото являет собой "историческую книгу со множеством иллюстраций". И нет, пожалуй, лучшего места для желающего подробно познакомиться не только с историей Японии, но и с ее культурой, религией, традициями, ремеслом, архитектурой. Именно этот город является родиной театра кабуки, и именно здесь сохранились последние в Японии школы гейш.
Киёмидзу-дера
Буддийский храм расположен в юго-восточной части Киото на склоне горы Отова, в районе Хигасияма, знаменитом своими храмами. Это один из самых красивых храмов города. Дорога к нему идет по узкой живописной торговой улочке со множеством магазинчиков, где продаются традиционные гончарные и фарфоровые изделия. Храм был заложен в 805 году. О возникновении храма повествует легенда о монахе из г. Нара по имени Энтин: в VIII в. он обнаружил водопад, при этом ему послышались такие слова: «Найди этот источник, прозрачные воды которого впадают в реку Ёдо». Энтин долго бродил по горе Отова и неожиданно обнаружил место, окутанное туманом: казалось, что пояс из белых облаков навис над горным источником, затерянным в непроходимых зарослях склона горы Отова. Здесь Энтин встретил буддийского отшельника, мудреца по имени Гёэй, который дал ему кусок дерева, в котором обитал дух богини милосердия — Каннон Босацу. Получив такой бесценный дар, Энтин вырезал из этого куска дерева изображение Каннон и поместил эту деревянную скульптуру в небольшую бамбуковую хижину, которая и считается предшественницей храма. Свое название он получил благодаря прозрачности вод, струящихся по склону. Хрустальные струи водопада являются одной из достопримечательностей храма Киёмидзу: по преданию, они обладают чудотворной силой, многие совершают здесь омовение.
В 811 г. храм Киёмидзу перешел под покровительство властей, он очень почитался Императорским домом. Храм много раз горел и подвергался разграблениям в ходе многолетних междоусобных войн. Самый сильный пожар случился в 1200 г., когда главное здание храма превратилось в пепел. Большинство построек храма было восстановлено в 1633 г. по повелению сёгуна Токугава Иэмицу и сохранилось до наших дней.
Киёмидзудэра — это храмовый ансамбль, куда входит: молельный зал, пагода, навес для колокола, помещения, где хранятся сутры, стойло для лошадей и т.д. В основном зале (храме Хондо) находиться главное божество Киёмидзу-дэра — одиннадцатиликая, тысячерукая Каннон Босацу. Изображение Каннон помещено на центральном алтаре. По буддийской легенде, Каннон может принимать тридцать три образа для спасения людей. Ей посвящены 33 храма в Японии, каждый из которых имеет свой образ богини. Киёмидзу — 16-й из них. К залу Хондо примыкает огромная веранда, выступающая на 12 метров над краем скалы; опорой ей служат громадные столбы, скрепленные без единого гвоздя. Это прекрасная обзорная площадка, где всегда многолюдно. Весь комплекс является национальным культурным достоянием Японии.
«Золотой павильон» (Кинкаку-дзи)
Расположен в северо-западной части Киото. Это изумительное строение с прилегающим к нему садом было построено в 1397 году по приказу сёгуна Ёсимицу. Здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Сёгун Ёсимицу обожал роскошь, поэтому приказал покрыть золотой фольгой стены павильона, что и дало название этому сооружению. Павильон трехэтажный с двумя ярусами крыш. Комнаты нижнего этажа, выполненного в японском архитектурном стиле синдэн-дзукури (применялся при возведении дворцов и домов аристократов), сёгун использовал как приемный зал для деловых переговоров, в том числе для встреч с послами Китая времен династии Мин, часто посещавшими японскую столицу по вопросам торговли. На втором этаже, внутренний декор которого имел явно выраженный китайский характер, проводились музыкальные вечера и чайные церемонии. Третий этаж павильона, состоявший всего из одной комнаты, был личной молельней сёгуна с обязательными для таких помещений статуями Будды и сопровождавших его Бодхисаттв — этот этаж построен по суровым канонам дзэнской архитектуры. Конек крыши павильона украшал позолоченный бронзовый феникс.
Сдвигающиеся стенные панели первого этажа позволяли хозяину и гостям любоваться небольшим рукотворным озером, подступающим прямо к стенам здания, и окружающим его садом. Озеро получило название Кёкоти, что означает «зеркало»: в тихие дни в его зеркальной поверхности отражается великолепный «Золотой павильон», и трудно сказать, который из них — настоящий или отраженный — прекраснее. После смерти сёгуна Ёсимицу территория, на которой расположен Кинкаку-дзи, была передана буддийскому монастырю Рокуон-дзи. В 1950 году «Золотой павильон» был подожжен обезумевшим монахом. Спустя пять лет на месте пожарища была воссоздана точная копия «Золотого павильона».
«Серебряный павильон» (Гинкаку-дзи)
Относится к самым изысканным достопримечательностям Киото. Это одна из величайших сокровищниц Японии. Он был построен в 1482 году в восточной части Киото и служил загородной резиденцией сёгуна Ёсимаса Асикага. Существует предание, что сёгун приказал построить «Серебряный павильон» как отклик на «Золотой павильон» — великолепное творение его деда. Первоначально предполагалось, что стены Гинкаку-дзи будут покрыты серебром, однако эту идею так и не осуществили.
В павильоне есть чайная комната, считающаяся классическим образцом подобных помещений. На втором этаже павильона есть помещение с окнами в форме замочной скважины: оно предназначалось для уединенных наблюдений за полной луной. Оттуда виден лежащий внизу сад дзэн: на белом песке выполнены китайское Западное озеро и гора Фудзи. Павильон, песчаный и моховой сад, просторный парк, переходящий в лес, дорожки и ворота — все это образует эстетическое единство. Отблеск луны, отраженный поверхностью озера и дающий неповторимое освещение дворцу и саду, стал доминирующим в восприятии павильона. В дневные часы создается впечатление, что павильон излучает серебристое сияние.
Уникальное единение архитектурных построек с окружающей средой роднит Золотой и Серебряный павильоны.
Храм Рёан-дзи и сад камней
Это самый значительный сад дзэн в Японии — сад камней храма Рёан-дзи. Он расположен недалеко от «Золотого павильона». Буддийский храм Рёан-дзи принадлежит секте Риндзай. Он был построен в 1450 году и стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. В настоящее время храм известен только благодаря саду камней — это один из самых удивительных и знаменитых философских садов. Он был создан в 1473 году знаменитым мастером дзэн Соами. Это сухой сад, окруженный с трех сторон скромной глиняной стеной, крытой черепицей. Такие сады в Японии называют Каре-сансун — сад из песка и камней: небольшая прямоугольная площадка (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м) засыпана белым гравием. На площадке расположено 15 больших и маленьких камней, которые организованы в пять групп. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. Получается, что белый гравий волнообразно расходится кругами вокруг камней, создавая впечатление островов в океане или поднимающихся из тумана гор. У каждого, созерцающего сад, возникают свои ассоциации. Сад отличается необычайной простотой, но изысканностью. Он является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — сидя на веранде храма. В этом саду есть немало загадок, одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней: каждый раз один из камней (всегда — разный) будет исчезать из поля зрения. Что хотел таким образом показать людям дзэн-буддийский монах Соами? Может, безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды: в огромном мире немало сокровенного и непостижимого. Еще одна загадка сада заключается в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность расслабиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Не случайно Соами был мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.
Императорский дворец (Кокё)
Расположен в самом центре исторической части современного Киото, в глубине огромного сада. Прямоугольная территория дворца, обнесенная каменной стеной, занимает 84 га. Первоначально Большой императорский дворец Дайдаири был построен для императора Камму в 795 году на северной окраине города (эта постройка сгорела). А на месте современного императорского дворца располагался Сато-даири — небольшой сельский дворец, в котором император укрывался от всех бед и напастей, которые случались в Дайдаири. Официальной императорской резиденцией он стал при императоре Когон в 1331 г. Здесь жили 28 поколений японских императоров, пока 26 ноября 1868 г. император Мэйдзи не переехал в Эдо, который был переименован в Токио, став столицей Японии. Этот дворец также горел много раз. Строения, которые сейчас можно увидеть в Киото, были восстановлены в 1855 году: дворец состоит из 18 отдельных зданий, соединенных между собой крытыми коридорами. Точно так же, как и архитектура монастырей, японская дворцовая архитектура предполагает существование различных построек, предназначенных для выполнения отдельных функций. Два основных здания императорского дворца в Киото — большой зал церемоний Сисиндэн, в котором происходили коронации, и бывшие жилые покои императора Сэйрёдэн. Оба здания построены из некрашеного дерева с крытыми корой крышами. Дворец открыли для широкой публики в 1946 г. На территорию и в некоторые помещения вход свободный. Дважды в год, весной и осенью, в течение недели можно попасть сюда с более детальной экскурсией. Дворец является национальным достоянием Японии и собственностью императорской семьи.
Замок Нидзё
Замок дома Токугава расположен немного юго-западнее Императорского дворца, на улице Хорикава-дори. Здесь обращают на себя внимание конструкции, похожие на оборонительные крепостные сооружения. Его начали строить в 1603 году как официальную резиденцию сёгунов дома Токугава во время их посещений Киото. Третий сёгун Иэмицу в 1626 году завершил строительство и перенес сюда несколько построек из замка Фусими.
Роскошный замок занимает площадь 275 000 кв. м, его окружают широкие, наполненные водой рвы. Он состоит из многочисленных построек, соединенных крытыми коридорами. Главное здание — дворец Ниномару, примечательностью которого является «соловьиный», или «поющий» пол: благодаря хитроумным приспособлениям деревянные доски, когда по ним кто-то передвигается, издают скрип, похожий на птичье чириканье. Потолки замка украшает богатый резной орнамент с павлинами, животными и растениями. Замок расположен в саду Ниномару, который выдержан в классических традициях японского садового искусства. Он раскинулся вокруг большого пруда, по саду разбросаны камни, разные по очертанию, размеру, цвету. Искусство их расстановки считалось главным в работе художника сада: камни подбирались по форме, цвету, фактуре в соответствии с общем характером сада, его стилем и предназначением. В центре пруда расположены три островка: остров Вечного счастья, остров Журавля и остров Черепахи. Эти названия были выбраны не случайно: согласно китайской, корейской и японской мифологии, журавль и черепаха являлись символами долголетия.
Расположение замка неподалеку от императорского дворца не случайно: своей монументальностью он демонстрировал власть и могущество дома Токугава.
Национальный музей
Осмотрев богатую экспозицию музея, можно получить достаточно полное представление о японской истории и искусстве. Почти все экспонаты переданы в музей монастырями и синтоистскими храмами региона Кансай. Здесь их тщательно хранят с полным соблюдением норм консервации, что невозможно в самих монастырях и святилищах. Национальный музей Киото (старое название — Императорский музей) открыл свои двери для посетителей в 1897 г. В настоящее время в музее одновременно бывает представлено до 20 экспозиций по следующим разделам: археология, скульптура, керамика, японское буддийское изобразительное искусство, иллюстрированные свитки, изобразительное искусство эпох Момояма и Эдо, древнее изобразительное искусство Кореи и Китая, каллиграфия, текстиль, лаковые изделия, изделия из металла.
Музей чая
Музей чая в Киото посвящен знаменитому сорту зеленого чая Uji, истории его культивирования и распространения в Японии. Представленная в залах экспозиция объясняет значение японской чайной церемонии, помогает постичь загадки этого обряда.
Национальная галерея современного искусства
В Национальной галерее современного искусства выставляются работы современных художников, скульпторов и дизайнеров из Японии и других стран. Представленное будет несомненно интересно для ценителей современного искусства.